1. Создание стратегии BIM
Для определения того, как должен быть выполнен проект с использованием
технологии BIM, необходим документ (EIR), включающий в себя основные положения
по разработке модели. Крайне важно обсудить следующие составляющие:
- Тип и объем информации,
предоставляемой моделями дисциплин LOD/LOI;
- Цели, для которых будет
реализована междисциплинарная модель;
- Способ хранения и выдачи
информации окончательного проекта в цифровом виде;
- Состав томов и тип чертежей
выпускаемой документации.
Обсуждение данных моментов предотвращает возникновение конфликтов сторон и
защищает как заказчика, так и подрядчика. Кроме того, подрядчик (проектная
компания) сможет оценить внутренние процессы BIM и примерно составить план их
внутренней реализации. К вышеперечисленным основным позициям можно добавить
дополнительные процессы:
- Применение облачных решений для
хранения и обмена данными;
- Составление отчетов о
проведенных совещаниях;
- Работа без чертежей (контроль
качества внутри цифровой модели);
- Более эффективные способы обмена информацией между участниками проекта.
2. Подбор и настройка инструментов
Выбор программного обеспечения зависит от целей реализации общего плана
BIM. Внутренний отдел BIM-проектировщика должен понимать уровень владения ПО
среди сотрудников и, по возможности, адаптировать программу реализации BIM в
проекте. Важно максимизировать ресурсы компании в направлении развития
сотрудников, определить области для наиболее тщательного контроля в структуре
проектирования, создать систему потока данных в проекте (обмен информацией,
согласования, выдачи заданий и т.д.).
Максимизация ресурсов в отношении развития сотрудников не должна опираться
только на проведение курсов по работе в определенном программном обеспечении,
но и предоставление четких и понятных целей, которые должны быть достигнуты в
процессе и по завершении проекта.
Кроме того, BIM-координаторы отвечают за создание файлов - шаблонов, а
также методичек/регламентов для сопровождения проектировщика по данным
шаблонам.
Подобные файлы описывают правильный порядок и логику использования ПО для
различных целей. Таким образом, снижается риск возникновения ошибок в
результате неправильного использования инструмента. Также важно перечислить
общие процедуры для реализации программного обеспечения, они включают в себя:
- Описание хранения моделей в
программе (например, система сборки моделей в Revit);
- Описание обмена цифровыми
моделями (например, экспорт в IFC);
- Описание параметров/слоев для
модели дисциплины;
- Описание информационного
содержания модели;
- Описание процессов контроля
качества.
Для BIM-координаторов определяются основные обязанности по проверке
качества модели, данных и информации внутри проекта, относящихся к процедурам
BIM.
3. Установка координат проекта
Основное различие между кубатурным проектом и инфраструктурным проектом
заключается в системе координат (CRS/КСО).*
Кубатурный проект основан на локальной системе координат, в то же время,
как глобальный инфраструктурный проект опирается на глобальную систему
координат. В инфраструктурном проекте координаты должны устанавливаться в
соответствии с географической зоной.
Кубатурный проект имеет фиксированную нулевую точку, которая также
отражается в глобальной системе координат. Например, при импорте модели здания
в программу, где проектируется дорога, файлы должны быть преобразованы из
локальной системы в глобальную систему. Необходимо убедиться, что изначально
установленная система действительна на протяжении всего проекта.
4. Выбор системы хранения данных
BIM-координатор/менеджер принимает решение о применении платформы
управления цифровыми данными (DMS - Data Management System, также называемая
CDE - Common Data Environment). Данные понятия описывают место хранения
информации проекта. Как правило, для этого используется платформа, доступная
всем заинтересованным сторонам проекта, т.е. заказчику, подрядчику,
проектировщику, застройщику, инвестору и т.д. Это может быть, как облачное
пространство, так и пространство, локализованное на сервере заказчика.
Некоторые примеры таких платформ: Project
Wise, Trimble Connect, Sharepoint, Dropbox, VitroCad, Cerebro.
5. Определение структуры папок
Номенклатура папок - это вопрос отдельного проекта. Часто бывает так,
что у проектной компании есть свой собственный шаблон, описывающий структуру
папок, в которых хранятся данные. В таком случае BIM-координатор должен
пересмотреть шаблон, удалить ненужные или добавить отсутствующие папки, например,
в зависимости от отрасли проекта и выполняемых разделов.
6. Определение номенклатуры моделей и
файлов
Именование моделей / файлов так же важно, как и структура
папок. Конечно, это зависит от типа проекта и количества созданных
моделей. BIM-координатор устанавливает документ, содержащий список всех
моделей с информацией о том, кто отвечает за передачу модели (как правило,
разработчики дисциплины). Названия моделей должны быть логичными, а форма
записи должна отражать различные возможные альтернативы. Как правило,
буквы и цифры используются в определенной последовательности. Название
модели также может включать в себя множество информации, таких как тип
дисциплины, тип объекта, локализация. Также важно решить, какой язык будет
использоваться для отображения номенклатуры файлов.
7. Создание семейств форматов листов и
стилей печати
BIM-координатор отвечает за создание семейств форматов листов, которые
будут использоваться при оформлении документации. Данный тип семейства должен
включать в себя удобно адаптируемые метки для быстрого создания и изменения
наполнения листов необходимой информацией о проекте. Также необходимо создать
основные настройки для печати, а также предусмотреть возможность автоматизации
выдачи листов на печать в соответствии с используемыми форматами и настройками
стилей печати.
8. Сбор исходных данных
После выполнения вышеуказанных действий в проекте, следующий шаг включает в
себя сбор исходных данных. Такие данные могут включать данные
исследований, измерений, данные высот, цифровые карты или тематические данные.
В данном моменте важна оценка качества полученных файлов. Необходимо
проверить, были ли файлы доставлены в необходимом формате, соответствующем
масштабу и системе координат. В некоторых случаях необходимо преобразовать
файлы в систему координат, принятую в проекте, например, из UTM (универсальная
поперечная система Меркатора) в местные системы координат (координатные системы
населённых пунктов и крупных промышленных объектов, координатные системы
субъектов Российской Федерации).
Европейские UTM зоны
Зоны универсальной поперечной системы
Меркатора по отношению к Евразии, источник: https://www.xmswiki.com/wiki/UTM_Coordinate_System#Europe
В данном
моменте нужно помнить, что координатор BIM поддерживает визуальное
представление данных, но сотрудник, ответственный за информационное содержание
модели дисциплины, определяет, являются ли исходные данные измерений
правильными и достаточными для начала проектирования. Цифровые данные,
прошедшие проверку, собираются в соответствующей папке.
9. Создание моделей существующей ситуации
На основе
исходных данных, BIM-координатор должен собрать модели существующих
условий. В состав таких моделей, как правило, входят: модели окружающей
застройки, топоповерхности, модели подземных слоев и т.д. Точность проработки и
положения моделей имеет решающее значение, поскольку является отправной точкой
для проектирования моделей различных дисциплин.
Цифровая модель местности
Существующая застройка
10. Интеграция GIS-данных в соответствии с существующей ситуационной
моделью
В дополнение
к основным исходным данным, проект может иметь ортофотоплан. Ортофотоплан – это
фотографический план местности на точной геодезической основе, полученный путем
аэрофотосъемки с последующим преобразованием аэроснимков в ортогональную
проекцию с устранением искажений аэроснимка. Данные фотографии можно получить
от беспилотников. Аэроснимки сохраняются в формате, определяющем их в системе
координат. Задача координатора BIM состоит в том, чтобы объединить аэроснимки, а затем
наложить их на цифровую модель рельефа - ЦРМ (DTM Digital Terrain Model).
Цифровая модель рельефа (ЦРМ), источник: https://gisgeography.com/dem-dsm-dtm-differences/
Еще одним
важным моментом является интеграция данных ГИС (географической информационной
системы) с существующей моделью ситуации. Данные ГИС включают в себя набор
тематических слоев, таких как планы освоения земель, план земельного участка,
гидрология, лесные районы, сельскохозяйственные районы и т.д. Одним из таких
сервисов является WMS (Web Map Service). BIM-координатор
должен связать представленные данные, с моделью существующей ситуации. В
настоящее время многие программы предлагают прямую интеграцию модели с WMS.
Слои ГИС, источник: https://www.usgs.gov/media/images/gis-data-layers-visualization
11. Создание междисциплинарной модели
В зависимости от принятой стратегии BIM проектирования и количества данных, созданных в проекте, необходимо
выбрать программное обеспечение для хранения всех моделей (существующих и новых
разработанных) в визуальной форме. В инфраструктурной отрасли распространенными
вариантами являются Infraworks, Navisworks, Trimble Quadri. Задача BIM-координатора заключается в
настройке программы, размещении в ней модели существующей ситуации и разработке
методических рекомендаций по обеспечению моделей дисциплины. Междисциплинарная модель
является точным источником информации, способным обработать большое количество
данных, обеспечивая возможность просмотра содержащейся в ней информации. Данная
модель обновляется по мере насыщения проекта данными, в зависимости от хода
работы.
12. Определение формата обмена данными
Важным
моментом является определение того, какие файлы будут доставлены в конкретные
дисциплины в качестве справочных, а также какие файл будут предоставлены вместе
с окончательной документацией. Например, сохраняются файлы, описывающие
существующую ситуацию в форматах. las, .kof,
. sosi
и модели внутри них, формата .dwg, .ifc. В то же время как строительные
файлы экспортируются в формат landxml. Использование открытого формата IFC проговаривается
отдельно с заказчиком.
13. Определение формата связи между участниками проекта
BIM-координатор должен иметь полномочия устанавливать формат связи и обмена
данными между участниками проекта. Необходимо определить единое решение, касающееся
координации между отраслями, дисциплинами и т.д. Для этого необходимо выбрать
единую систему связи. Большую популярность набирают системы, известные в мире
информационных технологий, которые заменяют электронную почту. Примером такого
решения может быть интеграция следующих компонентов: JIRA – система управления проектом.
Доска канбан в программном обеспечении
Джира, источнике: протокол https: /
/ www.samtidigprosjektering.НЕТ/ stotte/
14. Создание плана выполнения проекта BEP – BIM
После того, как
вышеперечисленные пункты были завершены, они должны быть записаны и сохранены в
одном локализованном документе. Документ, созданный на основе вышеуказанной
информации, называется BEP – BIM Execution Plan. Необходимо предоставить его всем участникам проекта. Таким образом, BEP – это совокупность
процедур и координационных мероприятий. Крайне важно иметь в виду, что
описанные процедуры могут развиваться в ходе осуществления проекта. BIM-координатор должен регулярно обновлять
информацию о наполнении документа и об изменениях в его структуре.
Резюме:
Выше
представленная статья – это совокупность информации, полученной от BIM Corner (https://bimcorner.com, ребята из
Норвегии) и данных, дополняемых статью в части использования на территории
России. Рассмотренные пункты могут быть модернизированы в зависимости от
потребностей вашего проекта и требований заказчика. В зависимости от того,
насколько углубленно ваша компания использует инструменты BIM, подготовительные
этапы BEP могут принимать либо дополнительные
пункты, либо более упрощенную схему. Конечно же, в идеале предпроектная
подготовка и подготовка к BIM проектированию должна выглядеть именно так, но нужно
учитывать ресурсы компании, подготовку сотрудников, временные ресурсы, а также
требования заказчика.
Этот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалить